Анализ причин аварий при строительстве

Анализ причин аварий при строительстве

Анализ причин аварий при строительствеДля анализа причин аварий этих и подобных мостов, находящихся на стадии проектирования, была создана специальная международная комиссия, возглавляемая проф. Д. В. Мериссоном. По результатам своей работы комиссия констатировала ряд серьезных расчетных и конструктивных недостатков проектов и технологии монтажа конструкций.

Главный недостаток — малая величина коэффициента запаса (1,25), учитываемая в проектах к критическим усилиям от эксплуатационных и строительных нагрузок.

Положение усугублялось тем, что критические усилия определяли из анализа идеализированных расчетных схем, состоящих из прямолинейных элементов, и в предположении только упругой работы материала, т. е. не учитывали начальные искривления элементов (в пределах допусков), связанные с этим эксцентричные приложения усилий, наличие собственных напряжений от сварки, ограниченное развитие пластических деформаций в зонах концентрации напряжений. Кроме того, нормы проектирования не учитывали редуцирование неравномерно распределенных напряжений по ширине и высоте ортотропных элементов проезжей части и стенок главных балок.

Фактические отклонения размеров и формы стыкуемых на монтаже конструкций превышали, как правило, допускаемые нормами, что приводило к нагнетанию в конструкции дополнительных напряжений весьма значительной величины, выходящей за пределы коэффициента запаса 1,25.

Комиссия констатировала также недостаточную компетентность проектировщиков и строителей в вопросах безопасности стальных пролетных строений, компонуемых из плитных ортотропных элементов. Этот вывод актуален и в настоящее время. Следует отметить, что при разработке отечественных норм проектирования (пп. 4.36 — 4.56* и приложения 15* и 16* СНиП 2.05.03-84* «Мосты и трубы») отмеченные недостатки были учтены и они более корректно, чем зарубежные нормы, отражают особенности предельных состояний тонкостенных стальных конструкций по местной и общей потере устойчивости.

Однако, и отечественные нормы обеспечивают минимальные запасы несущей способности конструкций по местной устойчивости. Об этом свидетельствует ряд примеров потери местной устойчивости сжатых отсеков стенок и продольных ребер ряда пролетных строений. Причина — несоблюдение 5%-ных пределов требований расчетных проверок по пп. 5 приложения 16* СНиП 2.205.03-84*.

В связи с указанным целесообразно для уникальных мостов вводить в расчетные формулы местной и общей устойчивости конструкций дополнительный коэффициент надежности по ответственности = 1,05, что отвечает концепции ГОСТ 27751-88* «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету».

Актуальной остается проблема устойчивости стальных главных балок сталежелезобетонных пролетных строений во время монтажа. Известны примеры последних лет, когда потеря устойчивости сжатых верх-

Ключевые слова: местная и общая неустойчивость, металлопрокат, нормы проектирования, пожароуязвимость, причины, ава — хрупкое разрушениених поясов и частично примыкающих к ним участков стенки приводила к потере не только строительного подъема, но и к провисанию главных балок, что обостряло вопрос эксплуатации таких пролетных строений.

В прошлом (в 70-е годы ХХ в.) потеря устойчивости главных балок от монтажных нагрузок привела к обрушению пролетных строений 11 автодорожных мостов. Наиболее обстоятельный анализ причин обрушений был выполнен для мостов через р. Унжу на автомобильной дороге «Кострома-Шарья» и у г. Хорог в Таджикистане. Анализ показал, что при оценке устойчивости балок недостаточно оперировать устойчивостью только верхнего пояса (при учете случайных эксцентриситетов, пластических деформаций в предельном состоянии и остаточных напряжений, что является положительным фактором), необходимо учитывать еще и работу всего поперечного сечения балок, а именно, деформируемость контура верхнего пояса и прилегающих участков стенок при недеформируемости нижнего пояса. Такая модель деформирования главных балок и по настоящее время недостаточно изучена теоретически и экспериментально.

Вторая причина (характерная для пролетных строений с монолитной плитой) — недостаточный учет всего комплекса технологических факторов, особенно явлений ползучести и усадки бетона.

И, наконец, третья причина — явная перегрузка на монтаже (в отступление от проектов) монтируемых конструкций. Производители работ должны обращать постоянно внимание на данную причину аварий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *