Главные направления нового железнодорожного строительства в Центральной Азии

Главные направления нового железнодорожного строительства в Центральной Азии

Главные направления нового железнодорожного строительства в Центральной АзииТранспортный комплекс является важной составляющей в структуре экономики Узбекистана и играет определяющую роль в обеспечении внешнеэкономических связей страны. Выгодное географическое положение Узбекистана определило одно из главных направлений государственной политики

— развитие международных транспортных коридоров (МТК) и включение их в международную транспортную сеть. Создание трансконтинентальных МТК с выходом к морским портам открывает большую перспективу совершенствования транспортного обеспечения потребностей республики в межгосударственных транспортных связях.

Выбор направления является сложной и архиважной задачей обеспечения эффективности МТК,

Технико-экономического обоснования (ТЭО) новых железнодорожных линий. Определяющим в точности ТЭО является прогноз объемов предстоящих работ, в первую очередь, земляных, а также задача размещения и формирования парка строительных машин, методология решения которой не создана.

Строительство железной дороги

— пример формирования сложного комплексного инвестиционного проекта. Как свидетельствует опыт применения концепции автоматизации управления проектами в развитых странах, сложность реализации строительного проекта явля

Ется одним из главных показателей целесообразности инвестиционного обеспечения объекта.

Концепция разрабатывается как ведущий замысел, а цель и конструктивный принцип научной, экономической, технической, технологической и другой деятельности направлены на развитие строительных производственных структур. При этом на уровне отрасли возникает необходимость в разработке прогнозов, программ и планов формирования единой транспортной системы (ЕТС).

Сегодня одной из основных задач Узбекистана в области транспорта является формирование и развитие национального сегмента МТК на направлении Европа — Центральная Азия — Восток на основе улучшения конфигурации ЕТС и обеспечения отдельных регионов республики независимой сетью железнодорожных линий. С этих позиций особенно велико значение построенной и сданной в эксплуатацию в 2007 г. железнодорожной линии Ташгузар — Бойсун — Кумкурган протяженностью 222 км, а в перспективе необходимо также рассмотреть и вопросы строительства линии Ангрен — Пап.

В работе выполнено упреждающее определение параметров новых региональных железных дорог (строительство железнодорожной линии Узбекистан — Кыргызстан — КНР) и создание альтернативных МТК на базе существующих путей сообщения, в особенности тех, которые обеспечивают выход к Мировому океану.

Реализация всех транспортных проектов на территории региона, четкая координация работы транспортных ведомств в вопросах привлечения дополнительных транзитных грузопотоков, а также эффективное региональное сотрудничество по указанным вопросам позволят Узбекистану в ближайшем будущем получить существенную долю в евразийском транзите.

Основными факторами перспективного развития транспортного комплекса страны являются:

• развитие транспортной инфраструктуры;

• создание реального рынка транспортных услуг и стимулирование конкуренции;

• степень интегрированности в мировую транспортную систему и использования транзитного потенциала;

• эффективность проводимых мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению безопасности транспортировки грузов и пассажиров.

В конце марта 2001 г. группа китайских специалистов предложила оптимальную трассу железнодорожной линии от Каши (КНР) к границе с Кыргызстаном. Это этап проекта по организации выхода с линии Корла — Каши, введенной в эксплуатацию в 1999 г., на железные дороги стран Центральной Азии. Следуя историческому Шелковому пути (Silk Road), эта линия должна связать Центральную Азию с быстро развивающимися экономическими регионами Китая.

Вместе с тем со строительством этой линии открывается возможность кратчайших выходов транзитного грузопотока из Западного Китая на Север Европы — к Балтике и к Северной Атлантике. Подключение к транзиту Казахстана и России еще более укрепит международное значение этой новостройки.

Правительствами КНР, Кыргызстана и Узбекистана была создана межправительственная комиссия по международным железнодорожным связям, в функции которой входила координация деятельности трехсторонней рабочей группы экспертов с задачами подбора оптимальных вариантов для каждой из трех стран. В функции этой группы входила также гармонизация проекта в целом и отдельных технических параметров.

В январе 1998 г. в Кыргызстане создано ведомство нового железнодорожного строительства SDNRC, функциями которого являются проектирование и строительство новых линий, интеграция страны в сеть МТК.

В силу сложности международных переговоров и необходимости привлечения частных финансов для реализации проекта новое ведомство не в состоянии составить четкий график строительства. Предварительно, на первом этапе предусматривается сооружение участков магистральной линии Джалал-Абад — Торугарт — Каши. Строительство линии Балыкчи — Кочкор — Джалал — Абад относится ко второму этапу.

Новые железные дороги на направлении Джалал-Абад — Тору- гарт — Каши и Балыкчи — Кочкор

Примечание: в числителе — данные по участку Джалал-Абад — Торугарт — Каши, в знаменателе — по участку Балыкчи — Кочкор — Джалал-Абад.

— Джалал-Абад имеют большое значение для развития производственных сил Кыргызстана и для осуществления внешнеэкономических связей Узбекистана с Кыргызстаном и КНР.

Решение указанной масштабной задачи невозможно без упреждающей организационно-технической подготовки и научной проработки всего комплекса проблем транспортного строительства. Чтобы добиться установленной детальности результатов, проработку необходимо вести для конкретных направлений железных дорог, хотя общие выводы по коренным вопросам организации

Строительства мало зависят от конкретного расположения трассы и узловых пунктов в исследуемом регионе.

Трассы Джалал-Абад — Торугарт — Каши и Балыкчи — Кочкор — Джалал-Абад предопределены фиксированными раздельными пунктами, представляющими собой участковые или промежуточные станции, местонахождение которых продиктовано сложившимся размещением производства и населения. Результаты трассирования в виде гипсометрических разрезов представлены на рис. 3 и 4.

Характеристики гипсометрических разрезов участков Джалал- Абад — Торугарт — Каши и Ба — лыкчи — Кочкор — Джалал-Абад представлены в таблице.

Сооружение участков железных дорог Джалал-Абад — Торугарт — Каши и Балыкчи — Кочкор — Джалал-Абад дают возможности Республике Узбекистан реализовать в полной мере геополитические и экономические возможности её транзитного потенциала и развивать МТК. Появятся перспективы создания альтернативных международных маршрутов из Ферганской долины Узбекистана в КНР и в Казахстан через Кыргызстан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *