ИЗ ИСТОРИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ИЗ ИСТОРИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ИЗ ИСТОРИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВАДля помощи населению Армении была создана правительственная комиссия. Оперативная группа руководящих работников Минтрансстроя СССР во главе с министром В. А. Брежневым облетела на вертолете трассу разрушенного железнодорожного участка от Ленинакана до Кировакана, где на всем протяжении были разрушены здания на станциях, образовались завалы на главных, станционных и подъездных путях к заводам, складам, обрушения в выемках и зияющие пустоты под путевой решеткой.

Транспортные строители одними из первых включились спасательно-восстановительные работы на разрушенных стихией коммуникацих. Минтрансстрой в срочном порядке принял меры по оказанию помощи в ликвидации последствий землетрясения. В районы бедствия были направлены группы специалистов, контингенты строительных организаций и железнодорожные войска, техника и материальные ресурсы для проведения спасательных и восстановительных работ, в которых самоотверженно трудились около четырех тысяч человек. Отряды минтрансстроевских горноспасательных частей освободили из-под обломков и завалов 47 пострадавших.

Уже на следующий день, 8 декабря на территории пострадавших районов начали работать под руководством ответственных работников Минтрансстроя группы специалистов и рабочих, обследуя и восстанавливая первоочередные объекты. На месте сразу же была создана группа рабочего проектирования во главе с первым заместителем начальника Главного управления проектирования и капитального строительства А. С. Никифоровым, в задачи которой входило обеспечить проектной документацией устройство подъездных выгрузочных железнодорожных путей и других первоочередных объектов в максимально сжатые сроки.

Для восстановления прерванного движения поездов были привлечены подразделения Минтрансстроя и МПС. Комиссию по восстановлению железнодорожного транспорта возглавили министр путей сообщения Н. С. Конарев и министр транспортного строительства В. А. Брежнев. Уже 9 декабря их совместным приказом были определены первоочередные меры по быстрейшему восстановлению движения поездов на разрушенном участке Кировакан-Ленинакан. Транспортным строителям предстояло восстановить наиболее пострадавший перегон Налбанд-Спитак и почти полностью разрушенную ст. Налбанд.

Обстановка была сродни фронтовой и задачи стояли по-военному жесткие, счет шел на сутки: открыть движение 16 декабря — на тепловозной тяге, а 20 декабря — и на электрической. Преобладали методы скоростного строительства и восстановления: применение типовых решений, сокращение сроков расчетов на восстановление, максимальное использование людских ресурсов и техники, изыскание на месте материальных средств.

В министерстве на заседаниях штаба под руководством первого заместителя министра О. Н. Макарова два раза в сутки руководители служб докладывали о ходе восстановительных работ, решались оперативные вопросы, было организовано круглосуточное дежурство ответственных работников, контролировавших выполнение принятых решений, отгрузку материалов, конструкций, техники, жилых домов, а также продвижение грузов по железной дороге, отправку специалистов и техники самолетами.

Восстановительными работами непосредственно на месте руководили заместитель министра транспортного строительства Г. В. Фалалеев, заместитель министра путей сообщения Н. К. Исингарин, заместитель начальника Железнодорожных войск полковник В. П. Химченко. Была создана оперативная группа из представителей МПС, Минтрансстроя, Желдорвойск, проектных организаций, руководителей строительных, эксплуатационных организаций министерств и ведомств, а также местных организаций.

В предельно сжатые сроки при самом активном участии организаций железнодорожных войск выполнены восстановительные работы и совместно с предприятиями МПС организовано движение поездов на участке Ленинакан-Спитак на сутки раньше установленного срока. Рабочее движение поездов по участку Нал — банд-Спитак открыто 14 декабря, пассажирское — 15 декабря. На следующий день совместно с железнодорожниками на этом участке восстановлена контактная сеть. В результате принятых мер уже на 1 января 1989 г. объемы перевозок на Ереванском отделении

На втором этапе, в течение 1989 г. подразделения Минтрансстроя решали задачи по увеличению провозной и перерабатывающей способности участка и расположенных на нем станций, которые имели небольшое путевое развитие и не справлялись с огромным потоком поступающих грузов. Потребовалось срочно организовать работу специальных выгрузочных районов, построить новую станцию Аревик, существенно расширить станции Ленинакан, Баяндур, Спитак с устройством специализированных парков для приема и выгрузки вагонов.

Наряду с этим Минтрансстрой приступил к проектированию и строительству подъездных и выгрузочных путей общей протяженностью около 90 км к базам централизованного снабжения, выгрузки строительных материалов, оборудования, техники и других грузов. По согласованному на месте перечню предстояло запроектировать и построить в 1989 г. автодорожные подходы к фронтам выгрузки прибывающих грузов на железнодорожных станциях Ереванского отделения.

Всего в 1989 г. подразделения Минтрансстроя выполнили около 1 млн м3 земляных работ, уложили 72 км путей, более 150 стрелочных переводов, завезли и уложили в путь 140 тыс. м3 балласта, провели послеосадочный ремонт 48 км и капитальный ремонт 6 км пути. В восстановлении и строительстве объектов железнодорожного транспорта от организаций МПС, Минтрансстроя и Желдорвойск участвовало более 7 тыс. человек.

Коллективы транспортных строителей с глубокой душевной отзывчивостью и пониманием отнеслись к трагедии, постигшей армянский народ. На специальный счет поступило более 11 млн руб., около тысячи человек сдали кровь, ряд трестов и строительных управлений предоставили свои жилые дома, профилактории, пионерские лагеря для временного размещения семей из Армении, оставшихся без крова. Сотни мест были выделены в пансионатах Минтрансстроя «Скала» и «Водопад», в кавказских профилакториях Югозаптранс — строя и Ленметростроя. В адрес Армении от ППСО «Бамтранс — строй» безвозмездно поступило 5 вагонов леса и теплой одежды, от управления Печорстрой — вагон с постельными принадлежностями и детской одеждой, кирпич. Было еще немало других примеров братской солидарности транспортных строителей с трудящимися Армении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *