НАУЧНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

НАУЧНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

НАУЧНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВАОдной из причин участившихся за последние годы техногенных и природнотехногенных аварий и катастроф является несовершенство нормативной базы инженерно-строительной деятельности. Закон ФЗ-184 «О техническом регулировании», породивший нормативно-правовой нигилизм у нового поколения лиц, принимающих управляющие решения, применительно к инженерно-строительной деятельности в принципе противоречит декларированной цели — обеспечению безопасности. Например, п. 7 ст. 7 («Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска…») является, по сути, индульгенцией для бракоделов, поскольку освобождает их от ответственности за последствия брака: если здание или мост обрушится в результате накопления дефектов из-за применения некачественных материалов, то никто за это ответственности не несет, так как необходимость установления допустимых уровней рисков и временных ограничений на гарантийные сроки обеспечения безопасности продукции для различных видов хозяйственной деятельности в Законе тоже не прописана.

Традиционное отставание нормативной базы строительства от темпов научно-технического прогресса раньше компенсировалось обязательным участием Науки в выработке и принятии принципиальных проектных и организационно-технологических решений по особо сложным и ответственным объектам. Так, в п. 4.5 СНиП 22.02-2003 предписывалось осуществлять научное сопровождение экспериментального строительства с целью корректировки проектных решений при возведении объектов в особо сложных условиях.

Было время, когда все крупные стройки сопровождала Наука. Разрабатывались государственные комплексные целевые научно-технические программы (ЗСНГК -0.54.00, КАМАЗ — 0.55.08, БАМ — 0.54.10 и 0.54.11, «Сибирь», ОЦ.031, 0.10.09 и др.). Разрабатывались и выполнялись отраслевые комплексные программы достижения передового мирового технического уровня, например, программа «Мировой уровень» Минтрансстроя СССР. В Росавтодоре Минтранса России до отмены в 2004 г. дорожного фонда действовал приказ от 19.05.2000 г. № 222 «Об организации научно-технического сопровождения реализации проектов строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог и дорожных сооружений».

В настоящее время ни в упомянутом Законе, ни в последующих Постановлениях Правительства по вопросам строительства (№ 87, № 65, № 145) о Науке нет ни слова. Не предусмотрено участие науки в разработке технических регламентов и даже в подготовке и обосновании специальных технических условий. Органы госу

Дарственной экспертизы и финансового надзора систематически исключают из сводных смет на проектирование и строительство объектов повышенной сложности и ответственности разделы по научному сопровождению (НС), ссылаясь на то, что ФЗ-184 якобы отменил обязательность соблюдения строительных норм и правил.

В то же время отечественный и мировой опыт доказал необходимость научного сопровождения процесса создания не только уникальных, то есть выходящих за рамки регламентаций действующих норм и стандартов, но и всех сложных и ответственных сооружений. Ограничение участия Науки в деятельности строительных компаний на фоне недостаточной (иногда воинствующей) технической некомпетентности нового высшего менеджмента чрезвычайно опасно, поскольку чревато принятием изначально ошибочных решений. Подмена собственных научных исследований закупкой импортных технологий неизбежно ведет к постепенной примитивизации технологических процессов и, как следствие, к снижению качества строительства, к материальным потерям, к снижению уровня безопасности создаваемой среды жизнедеятельности,

В какой-то мере исправить положение пытаются субъекты Федерации, создающие свои системы технического нормирования в строительстве (Москва, Коми), и крупные строительные компании, встраивая в свои системы менеджмента качества раздел «Научное сопровождение», регламентирующий участие Науки в разработке и обосновании принципиальных проектных и организационно-технологических решений.

Научно-технологической деградации противостоят также ведомственные программы НИР и НИОКР (Ро — савтодор Минтранса России, ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть»). Однако эти программы, не будучи скоординированы, не решают проблему в целом. Прикладные исследования из бюджета не финансируются, а в перечне приоритетных направлений фундаментальных исследований, определенных Минобрнау — кой России и РАН, ни транспорт, ни строительство не значатся, хотя именно они определяют эффективность большинства видов хозяйственной деятельности, а также качество и комплексную безопасность создаваемой и существующей среды жизнедеятельности.

Философско-методологическая сущность НС в строительстве заключается в организации взаимодействия ученых, чье кредо «знать и предвидеть», и практиков, чье кредо «уметь и делать» на основе научного предвидения ближайших и отдаленных последствий своих действий. Это взаимодействие дает синергетический эффект.

Обоснование инвестиций необходимо начинать с разработки научно аргументированной концепции объекта строительства, ибо, как говорил Конфуций, «если неправильно начать, то мало шансов правильно кончить». Инвестиционный замысел должен быть подкреплен разработкой с участием науки специальных технических условий на проектирование и строительство особо сложных и ответственных объектов. На стадии проектирования НС используется для дополнительной проверки и обоснования с применением методов физического и математического моделирования принципиальных конструктивно-технологических решений. На стадии строительства задачей НС является технологическое обеспечение требуемого качества путем оперативного выявления и своевременного устранения возможных (потенциально опасных) отклонений от проекта и разработки совместно с производителем работ и проектной организацией решений, обеспечивающих достижение заданных показателей качества. На стадии эксплуатации осуществляется мониторинг изменений во

Времени параметров состояния объекта, обобщение накопленного опыта и закрепление положительных результатов в нормативной базе (в документах системы технического регулирования).

Затраты на НС, по опыту строительства в г. Москве, составляют от 0,3 до 1,0% от стоимости СМР. Тем не менее, органы экспертизы и финансового надзора, ссылаясь на отсутствие правовых норм, исключают из сводных смет мизерные затраты на научные исследования, запамятовав пушкинское «не гонялся бы ты, поп, за дешевизной…» и не осознавая, что без «серого вещества» у России серое будущее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *