Состоит в появлении на поверхности продуктов разрушения бетона, которые могут попадать в авиадвигатели ВС. При несвоевременном ремонте эти повреждения опасны как очаги более серьезных разрушений: выбоин, оголения арматуры, проломов плит, ведущих в конце концов к полному разрушению покрытия.
Выбоины и раковины. В зависимости от глубины отслаивания затвердевшего цементного раствора и выкрашивания они подразделяются на:
Неглубокие — глубиной до 5 см;
Глубокие — глубиной свыше 5 см.
Основные причины появления раковин и выбоин:
♦ результат дальнейшего (после шелушения) разрушения покрытия с отслоившимся и выкрошившимся верхним слоем (следствие частых ударов колес ВС о непрочный бетон);
♦ слабое сцепление крупного заполнителя с цементным камнем;
♦ недостаточная морозостойкость бетона и крупных заполнителей;
♦ наличие в верхнем слое покрытия кусков древесины и других аналогичных включений, легко отделяющихся от бетона;
♦ применение крупных заполнителей (фракций, не предусмотренных проектом).
Опасность для эксплуатации состоит в том, что при движении колес транспортного средства (ТС) возникают дополнительные динамические нагрузки, которые оказывают вредное воздействие как на покрытие, так и на ТС. Помимо этого, существует опасность попадания продуктов разрушения бетона в авиадвигатели при движении самолетов по покрытию.
Вертикальные смещения плит связаны со следующими основными причинами:
■ деформационные процессы, происходящие в основании покрытия, такие как потеря несущей способности грунтов, неравномерная их осадка, морозное пучение основания при промерзании, недостаточное его уплотнение, неудовлетворительная работа дренажной системы, вымывание основания из-под покрытия;
■ некачественная укладка бетонной смеси (в частности, вследствие неисправности бетоноукладочной машины);
■ длительное воздействие внешних неоднократно повторяющихся движущихся нагрузок по одному и тому же следу.
Опасность для эксплуатации при смещении плит покрытия состоит в увеличении динамических нагрузок, которые оказывают вредное воздействие как на покрытие, так и на ТС; в нарушении ровности покрытия, образовании сколов бетона на кромках плит, в появлении на покрытии продуктов разрушения бетона.
Разрушение плит. Плита считается разрушенной, если она разделена сквозными трещинами на 4 и более частей. В зависимости от местоположения сквозных трещин различают частичное и полное разрушение плит.
Основные причины разрушения плит обусловлены влиянием всех предыдущих факторов, а опасность для эксплуатации состоит в резком увеличении динамических нагрузок, которые оказывают вредное воздействие как на покрытие, так и на ТС; в нарушении ровности покрытия; в образовании сколов бетона на кромках частей плит и в появлении на покрытии продуктов разрушения бетона.
Выдавливание (перелив) мастики. Основные причины появления этого дефекта:
♦ некачественная заливка швов (перелив мастик в процессе заливки камеры);
♦ недостаточная ширина шва расширения (в летнее время плиты, расширяющиеся от нагревания, взаимно сближаются, выдавливая герметик из шва).
Опасность для эксплуатации связана с тем, что герметик, вырванный шасси самолета из шва, зачастую прилипает к фюзеляжу и к плоскостям, создает опасность повреждения гидравлических систем шасси или попадания в тракт двигателя. Кроме того, герметик, вырванный из шва, перестает препятствовать попаданию воды в основание, вследствие чего интенсивность разрушения покрытия резко повышается.
Разгерметизация швов, вызванная отсутствием герметика, его выкрашиванием, выплавлением, выдуванием. Основные причины появления дефекта:
♦ некачественная заливка швов;
♦ недостаточная термоустойчивость герметика (выкрашивание при отрицательных температурах воздуха, когда герметик теряет эластичность и становится хрупким; выплавление и выдувание вследствие действия на заполнитель горячих газов, выходящих из реактивных двигателей с большой скоростью).
Опасность для эксплуатации обусловлена тем, что отсутствие герметика в шве создает предпосылки для попадания воды в основание покрытия и резкого повышения интенсивности его разрушения.
Пятна ГСМ на поверхности бетона. Основная причина появления этого дефекта — пролив ГСМ на поверхность бетона во время заправки, работы или стоянки строительной техники.
Опасность для эксплуатации заключается в высокой проникающей способности ГСМ в структуру бетона, в расклинивании частиц, изоляции зерен цемента от влаги и прекращении тем самым дальнейшей их гидратации, что оказывает негативное влияние на набор бетоном прочности.