■ деформационные процессы, происходящие в основании покрытия (просадки, вызываемые переувлажнением подстилающих грунтов или недоувлажне — нием их при производстве работ, неравномерным набуханием некоторых видов подстилающих грунтов, увеличивающихся в объеме при увлажнении, пучини — стыми явлениями);
■ резкие температурные колебания самого покрытия вследствие сезонных или суточных колебаний температуры воздуха (поперечные трещины);
■ действие сил трения между нижней поверхностью плиты и основанием;
■ отсутствие необходимого количества температурных швов;
■ поздняя нарезка шва во время строительства;
■ вымывание основания из-под покрытия и провисание углов и краев плит (трещины на угловых и краевых участках плит);
■ эксплуатация сверхрасчетными нагрузками;
■ проявление усталости бетона при длительной эксплуатации;
■ отраженные трещины.
Опасность эксплуатации аэродромного покрытия с указанными повреждениями состоит в возможности скалывания кромок трещин с образованием неровностей и продуктов разрушения бетона. В дальнейшем возможны просадка плит из-за попадания воды в основание и снижение несущей способности плит.
Шелушение плит представляет собой механическое разрушение верхнего слоя на глубину не менее 3 мм.
В зависимости от глубины отслаивания затвердевшего цементного раствора и выкрашивания шелушение подразделяется на:
Неглубокое — глубиной от 3 до 10 мм; глубокое — глубиной свыше 10 мм;
Основные причины появления шелушения:
♦ применение излишне пластичной бетонной смеси, что вызывает ее расслоение при уплотнении, с выделением на поверхности избытка раствора, образующего слабый и неморозостойкий слой бетона;
♦ нарушение технологии приготовления, укладки и отделки поверхности покрытия (в частности, добавление воды или раствора при затирке в начальной стадии твердения бетона);
♦ неудовлетворительный уход за бетоном в первый период его твердения (особенно в период интенсивного испарения влаги в жаркую или сухую ветрен — ную погоду);
♦ применение хлористых солей для борьбы с гололедом;
♦ твердение бетона при температуре наружного воздуха ниже 0°С;
♦ действие высоких температур и силы струи газов от реактивных самолетов и тепловых машин.