Развитие науки о безопасности связано с огромной потребностью в анализе, диагностировании, прогнозировании и планировании явлений и процессов, так или иначе связанных с опасностью. Наука о безопасности в настоящее время переживает подъем, став нужной всем: спасателям, космонавтам, строителям, сейсмологам, машиностроителям, страховщикам и т. д. Одним из важнейших разделов этой науки является экономика безопасности. Достаточно проследить статистику вложений ресурсов только в ликвидацию последствий аварий и катастроф, и станет понятным интерес к оптимизации инвестиций в обеспечение безопасности во всех сферах деятельности человека.
Разнообразные аварии в подземных сооружениях дают основание характеризовать их как «зоны повышенного риска» для людей, находящихся под землей в узком замкнутом пространстве. Достоверно установлено, что частота аварий в подземном строительстве и тяжесть несчастных случаев выше, чем в других отраслях строительства, что обусловлено спецификой подземных работ. Ежегодно из десяти тысяч работающих на строительстве подземных сооружений пострадавшими в аварийных ситуациях становятся около двух тысяч, т. е. каждый пятый.
Серьезную опасность представляют аварии при производстве горнопроходческих и строительномонтажных работ. В процессе строительства возможны внезапные обрушения породы в забое, разрушения и деформации крепи, прорывы в выработку подземных вод и плывунов, выбросы газов, пожары, взрывы и проч.. Каждая авария представляет собой неконтролируемую ситуацию и любая может привести к тяжелым последствиям.
Анализ известных аварийных ситуаций в подземных сооружениях (тоннелях) свидетельствует о том, что свыше 40% из общего их числа связаны с пожарами, 30% — с прорывами воды, 17% — с обрушениями. Около 12% аварийных ситуаций обусловлено загазованностью выработок.
В последнее десятилетие отмечается снижение числа несчастных случаев в подземном строительстве, что объясняется принятием ряда специальных мер по повышению безопасности. К этим мерам следует отнести:
• повышение качества нормативной базы;
• усовершенствование техники и технологии проектирования и строительства;
• ужесточение требований к охране труда и технике безопасности;
• более тщательное проведение геотехнических изысканий и исследований;
• применение более совершенных технических средств для геологоразведки.
Однако, несмотря на значительный прогресс в области подземного строительства, современная техника еще не располагает абсолютно безопасными способами строительства под землей, методами и средствами прогнозирования возможных аварий, обусловленных многочисленными и разнообразными факторами, в том числе стихийными, которые могут проявляться неожиданно.