ПОВЫШЕНИЕ УСТАЛОСТНОЙ ДОЛГОВЕЧНОСТИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РЕЖИМАХ НАГРУЖЕНИЯ

ПОВЫШЕНИЕ УСТАЛОСТНОЙ ДОЛГОВЕЧНОСТИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РЕЖИМАХ НАГРУЖЕНИЯ

ПОВЫШЕНИЕ УСТАЛОСТНОЙ ДОЛГОВЕЧНОСТИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РЕЖИМАХ НАГРУЖЕНИЯПовышение скоростей движения и грузонапряженности на дорогах, приводящее к ускоренному разрушению асфальтобетонного покрытия, обуславливает необходимость использования более эффективных материалов, призванных существенно повысить его долговечность. В дорожно-строительном материаловедении прочно утвердилось мнение, что радикальным способом повышения качества асфальтобетонов, их трещиностойкости является модификация различными добавками. В качестве модификаторов битума и асфальтобетонных смесей применяют различные добавки: каучук, серу, резину, полимеры, минеральные волокна, а также различные химические отходы.

Отечественные методики исследования эксплуатационных характеристик асфальтобетона, модифицированного различными добавками, связаны в первую очередь с оценкой влияния модификаторов на физико-механические показатели вяжущего и асфальтобетона на его основе, хотя многими авторами не раз отмечалось, что между физико-механическими свойствами битума и асфальтобетона и эксплуатационными свойствами асфальтобетонного покрытия в ряде случаев нет прямой зависимости. В нестандартных испытаниях, проводимых исследователями для подтверждения эффективности добавки, используется показатель, косвенно отражающий трещиностойкость материала — предел прочности на растяжение при изгибе и скорости деформирования 50 мм/мин, при различных температурах (-10, 0, 10 и 20 °С). Некоторые исследова

Тели для этих целей использовали показатель прочности на раскол, а также изменение модуля упругости (жесткости) при отрицательных температурах.

Несоответствие условий и режимов нагружения в лабораторных испытаниях асфальтобетона реальному нагружению асфальтобетонного покрытия при проезде скоростного транспортного потока является причиной того, что увеличение долговечности модифицированного асфальтобетона, оцененной по какому-либо из показателей в лабораторных условиях, не проявляется в реальности при эксплуатационных условиях увеличением срока службы асфальтобетонного покрытия и, наоборот, модифицированный асфальтобетон, демонстрирующий хорошие результаты при эксплуатации в покрытии, не дает улучшения показателей свойств при лабораторных испытаниях. Для решения этих проблем необходима разработка таких методов испытаний и критериев оценки эксплуатационных качеств модифицированных асфальтобетонов, которые бы в полной мере отражали реальное поведение асфальтобетона в покрытии при эксплуатации. В последнее время все больше зарубежных и отечественных ученых (Ю. И. Калгин, Л. А. Горелышева, Т. Н. Калашникова) приходят к выводу о целесообразности исследований эффективности модифицирующих добавок на основе испытаний усталостной долговечности асфальтобетонов.

В ДортрансНИИ, начиная с 2003 года, на участках дорог Ростовской области проводятся экспериментальные и теоретические исследования эксплуатационных режимов — частотных характеристик нагружения слоев покрытия. На основании уже выполненных исследований установлен частотный диапазон колебаний асфальтобетонных покрытий при воздействии транспортных средств от 2 до 250 Гц и его зависимость от вибрационных характеристик автомобиля, ровности дорожного покрытия, скорости движения и толщины покрытия, а также сформулирован вывод о снижении частоты нагружения слоев дорожных одежд по глубине, что подтверждается результатами зарубежных исследований. Как следствие, частотные и амплитудные диапазоны нагружения и, соответственно, механизмы усталостного разрушения верхних и нижних слоев покрытий с различной толщиной представляются различными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *