Пожароуязвимость строительных конструкций

Пожароуязвимость строительных конструкций

Пожароуязвимость строительных конструкцийДействующий СНиП 2.05.03-84 «Мосты и трубы», Московские городские строительные нормы МГСН 5.02-99 «Проектирование городских мостовых сооружений» содержат ряд жестких требований по обеспечению огнестойкости мостовых сооружений, в частности, по недопустимости размещения в подмостовых пространствах огнеопасных объектов, прокладки на мостах нефтепродуктопроводов. Однако известно много примеров, когда игнорирование этих требований приводило к серьезным аварийным последствиям.

Один из примеров — на четырехпролетном автодорожном мосту по схеме 16,76 + 32,91 + 32,91 + 16,76 м (габарит Г7+2 х 1,0 м) по краю проезжей части вдоль тротуаров были уложены нефтепродуктопроводы.

При наезде подвижной нагрузки на нефтепродуктопроводы и их повреждении на мосту возник пожар, продолжавшийся около 2 ч. В результате полностью вышли из строя конструкции мостового полотна, частично был обезвожен защитный слой железобетонных балок и ригелей опор. Один из пролетов 32,91 м рухнул из-за значительных пластических деформаций металла стальных главных балок из проката марки 15ХСНД по ГОСТ 6713-75, а на другом сталежелезобетонном пролетном строении возникли значительные деформации стенок в виде хлопунов, превосходящие допустимые в 1,7 — 2,0 раза. Хрупкие разрушения в конструкциях не обнаружены, но пластические деформации были весьма значительные.

Анализ показал, что конструкции моста были подвержены термическому воздействию с температурой более 600 °С.

Катастрофические последствия для стальных конструкций вполне объяснимы. Дело в том, что при нагреве металла выше температуры рекристализации (300 — 450 °С) предел текучести металла начинает резко снижаться и при температуре около 1000 °С) становится на порядок меньше, чем при комнатной температуре. В этом случае жесткая потеря устойчивости стенок и сильная деформация поясов главных балок была неизбежна.

В настоящее время проблема огнестойкости металлических конструкций решается, как правило, различными дорогостоящими организационно-техническими мероприятиями, исключающими или ослабляющими влияние высоких температур на конструкции, в том числе устройством различных огнезащитных барьеров, покрытий и т. д.

Следует иметь в виду, что современные научно-технические достижения в металлургии позволяют создать огнестойкий стальной прокат.

На основании результатов проведенных исследований институтом ЦНИИчермет разработаны две природнолегированные стали марок 06БФ (С255) и 06МБФ (С345) для производства проката толщиной 8… 40 мм повышенной огнестойкости. Разработаны технические условия ТУ 14-15399-2000 «Прокат листовой с повышенной огнестойкостью для стальных строительных конструкций». Данное направление в области металлургии полезно реализовать и в мостостроении.

В заключение следует заметить, что существующая нормативная база не решает в полной мере ряд проблем, связанных с термином «безопасность».

При разработке по заданию Научно-технического управления Корпорации «Трансстрой» нового СНиП 32-05-2002 «Мосты и трубы. Проектирование, строительство и приемка в эксплуатацию» была принята важнейшая и единственно правильная, на наш взгляд, концепция обеспечения безопасности мостовых сооружений, заключающаяся в закреплении в нормативных документах требований к важнейшим потребительским свойствам сооружений, которые были объединены в две группы:

■ функциональные (пропускная способность, грузоподъемность, безопасность движения, долговечность и безотказность в чрезвычайных ситуациях и др.);

■ технологические и социально-экологические (технологичность и экономичность, архитектурная выразительность и др.).

По каждому потребительскому свойству даны четкие нормативные требования и критерии их контроля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *