ПРИНЦИПЫ РЕКОНСТРУКЦИИ ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ

ПРИНЦИПЫ РЕКОНСТРУКЦИИ ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ

ПРИНЦИПЫ РЕКОНСТРУКЦИИ ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВСовременный, быстро меняющийся мир ставит перед городом, особенно столичным, огромное число вопросов, от скорости ответов на которые зависит не только качество среды обитания в городе, но и его место в иерархии мировых столиц. Одной из основных инфраструктурных проблем, стоящих перед крупнейшими мировыми городами, является транспортная. Исключением из этого ряда не стала и Москва.

Проблема развития и реконструкции транспортной инфраструктуры крайне обострилась в Москве в последние 15 лет, что вызвано социально-экономическими изменениями, произошедшими и происходящими в стране. Особую значимость для Москвы вопросы развития транспорта приобретают в настоящее время, в свете поставленных Президентом РФ Д. А. Медведевым задач по созданию в Москве мирового финансового центра. Очевидно, что для одной из мировых финансовых столиц наличие развитой транспортной инфраструктуры является необходимым условием развития.

На сегодняшний день транспортная инфраструктура Москвы — сложный конгломерат, основными составляющими элементами которого являются: улично-дорожная сеть города, система городского пассажирского транспорта (скоростного внеуличного и наземного пассажирского), регионального транспорта (железнодорожного и автомобильного), внешнего пассажирского и грузового транспорта различных видов. Если не рассматривать грузовой транспорт, работа которого — это отдельный большой вопрос, то взаимодействие всех основных компонентов транспортной инфраструктуры происходит в ее узловых элементах — транспортно-пересадочных узлах (ТПУ).

Правительство Москвы уделяет большое внимание развитию ТПУ столицы. Принят ряд распорядительных документов, ставящих целью наведение порядка и улучшение транспортной ситуации в ТПУ столицы. К основ

Пересадочных узлов в Москве», № 1674-РП от 19.09.2003;

• «Об одобрении концепции строительства транспортно-пересадочных узлов в городе Москве и утверждения перечня первоочередных транспортно-пересадочных узлов», № 1699-РП от 1.09.2005;

• «О ходе реализации Концепции строительства транспортно-пересадочных узлов», № 10-ПП от 16.01.2007.

Выпущен ряд распорядительных документов правительства города по реконструкции и развитию отдельных ТПУ (Речной вокзал, Тушинская, Выхино, Кунцевская и др.).

Для реализации решений, принятых в указанных документах, Институт Генерального плана Москвы проводил и проводит значительный объем работ для разработки мероприятий по реконструкции транспортно-пересадочных узлов столицы.

Основные требования, с которыми необходимо подходить к формированию и реконструкции транспортнопересадочных узлов. Далее рассмотрены три основных принципа, которые, по мнению автора, являются основополагающими при разработке узлов.

Первый принцип — это комфорт и удобство для пассажира. Размещение ТПУ в Москве отличается значительным разнообразием: они размещаются как на примагистральных территориях, так и в глубине жилой и промышленной застройки. Однако независимо от места положения, ТПУ — узловой элемент планировочной структуры района, в котором, помимо транспортной функции, реализуется и задача социального обеспечения населения, что приводит к сосредоточению в узлах значительного числа объектов торгово-бытового и досугового обслуживания населения. При этом в связи с ростом интенсивности движения транспорта, чрезмерной насыщенностью ТПУ стихийными объектами торговли, несанкционированной парковкой автотранспорта на прилегающей к ТПУ улично-дорожной сети пересадка пассажиров с городского наземного пассажирского транспорта на метрополитен и другие виды внеуличного транспорта осуществляется в крайне неудовлетворительных условиях.

В результате возникает необходимость упорядочения движения транспорта и пешеходов с целью улучшения условий транспортного обслуживания населения города. Одним из возможных мероприятий, призванных повысить качество обслуживания пассажиров городского пассажирского транспорта, является строительство в ТПУ пересадочных комплексов.

На принципиальной схеме представлено одно из возможных планировочных решений ТПУ с размещением пересадочного комплекса как отдельно стоящего здания, интегрированного со всеми основными элементами узла. На схеме первого этажа пересадочного комплекса видно, что размещение его

В ТПУ позволяет: разделить разнонаправленные пешеходные потоки, избежать пересечения транспортных и пешеходных потоков, обеспечить возможность оплаты проезда в комфортных условиях крытого помещения, разместить объекты попутного обслуживания пассажиров. В залах ожидания пересадочного комплекса возможно размещение системы информирования пассажиров о времени прибытия того или иного маршрутного транспортного средства. Кроме того, возможность оборудования залов комплекса единой системой безопасности с централизованным пунктом управления и связью с органами внутренних дел позволит значительно снизить угрозу террористических актов в ТПУ.

Возможность оплаты проезда пассажирами наземного пассажирского транспорта непосредственно в помещении пересадочного комплекса позволит снизить задержки подвижного состава в ТПУ, что, в свою очередь, даст возможность несколько уменьшить загрузку улично-дорожной сети, прилегающей к ТПУ.

Второй принцип — функциональность, или, вернее, многофункциональность — напрямую связан с высокой градостроительной ценностью ТПУ. Беглый взгляд на московские ТПУ может дать достаточно полное представление о тех объектах, которые должны входить в состав современного пересадочного узла.

Функциональной основой ТПУ выступает станция (станции) скоростного внеуличного транспорта.

Наземный пассажирский транспорт представлен в составе ТПУ несколькими основными элементами:

1) фронты посадки-высадки пассажиров, с которыми все относительно просто. Известна расчетная протяженность фронтов, размещение которых должно быть предусмотрено в составе ТПУ. Единственной (однако, наиболее трудно решаемой проблемой) является то, что устаревшие планировочные решения площадей у станций внеуличного транспорта не позволяют разместить фронт на нормативном удалении (100 м) от выходов из станций. В результате пассажир вынужден преодолевать по 300 — 400 м, добираясь до необходимой ему остановки;

2) отстойно-разворотные площадки наземного пассажирского транспорта. Вопрос необходимости их размещение в составе ТПУ сегодня является предметом жарких споров. С одной стороны, станции внеуличного транспорта — основные пункты тяготения для наземного транспорта, т. е. существует объективная необходимость размещения площадок в ТПУ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *