СТАТИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАСС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАСС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАСС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГПри оценке запроектированных трасс железных дорог существенную пользу могут оказать, помимо общепринятых технико-экономических показателей и для их осмысления, статистические характеристики геометрии трассы. Традиционно в число таких показателей включают выражаемые в процентах долю использования руководящего уклона, доли прямых и кривых участков пути, некоторые другие. Обычно полагают, что большая доля использования руководящего уклона свидетель-

Ствует о высоком качестве проектирования и о правильном выборе его величины, а низкая — о необоснованном выборе этого уклона, о его завышении. Соотношение прямых и кривых участков используется совместно с коэффициентом развития линии. Величины указанного соотношения, превышающие специфичную для конкретного типа рельефа, ведут к утверждению о недостаточности выбранного руководящего уклона, а существенно меньшие — об избыточности величины руководящего уклона.

Возможны и некоторые другие статистические характеристики трассы в качестве исходной базы для оценки уровня проектирования и поиска направлений его повышения. К их числу можно отнести гистограммы распределения числовых характеристик элементов плана и профиля проектируемой железной дороги.

Ключевые слова: алгебраические разности уклонов, вольный ход, гистограммы распределения, интегральные характеристики геометрии трасс, напряженный ход, оценка качества проектирования трасс железных дорог, радиусы кривых, уклоны элементов профиля

Доля кривых в составе плана трассы без их подразделения по диапазонам, принятым в нормативных документах (СНиП, СТН), является чрезмерно общей, интегральной характеристикой. В частности, этот показатель (доля кривых) не отражает диапазоны кривых большого и малого радиуса, оказывающих значительное влияние на эксплуатационные условия или требующих (либо не требующих) технико-экономического обоснования. Понятно, чем больше кривых малого радиуса, тем хуже условия движения поездов.

С целью характеристики плана трассы полезно построить гистограмму распределения кривых разных радиусов. Для конкретного участка трассы она может иметь вид, показанный на рис. 1. Если на эту гистограмму нанести границы величин радиусов, не требующих по СНиП технико-экономического обос

Нования, требующих обоснования, допускаемых в трудных условиях и т. д. (табл. 5 СНиП 32-01-95), то с учетом общей характеристики трудности рельефа можно дать оценку качества трассирования. В частности, если на рис. 1 показаны гистограммы двух трассировок для легкого рельефа, то гистограмма, соответствующая варианту 1, свидетельствует о низком качестве трассирования (использованы кривые очень малых радиусов), а если это гистограммы для тяжелого (сложного) рельефа, то вариант 1 может свидетельствовать о стремлении проектировщика повысить качество трассирования посредством более глубокого вписывания в рельеф. И наоборот, если применительно к сложным условиям гистограмма распределения радиусов имеет вид, соответствующий варианту 2, то это свидетельствует о потенциальных возможностях снижения строительных затрат за счет более глубокого вписывания в рельеф, поскольку для сложных условий логичным было бы наличие большей доли кривых малого радиуса.

Аналогично можно рекомендовать статистические характеристики профиля для оценки качества его проектирования. Это доля протяженности элементов с руководящим и близкими к нему уклонами (отличающимися на величину эквивалентного уклона) в общей протяженности трассы, доля протяженности элементов с рекомендуемыми и допускаемыми длинами элементов в общей протяженности, а также доли протяженности элементов, не меньших половины длины поезда и не меньших полной длины поезда (соответственно два и один перелом под поездом). Чем больше доля последних в общей протяженности, тем благоприятнее эксплуатационные условия. Вместе с тем это свидетельствует о потенциальных резервах снижения строительной стоимости.

Технико-экономическое качество запроектированной трассы во многом определяется степенью использования нормативов, зависящих от категории норм проектирования и от других нормируемых факторов. Упомянутые статистические характеристики, их гистограммы, будучи рассматриваемы совместно с граничными нормативами СНиП (СТН), могут характеризовать степень использования возможностей принятых норм, тщательность проработки геометрии трассы. В частности, в трудных условиях, например, при большой изрезанности рельефа, малая доля переломов с рекомендуемой (допускаемой) алгебраической разностью уклонов (вариант 2 на рис. 2) указывает на недоиспользование возможностей, предоставляемых нормативными документами, а большая доля (Вариант 1 на том же рисунке) — об отсутствии резервов для снижения строительной стоимости при фиксированном плане трассы (заданном профиле земли).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *