Строительные потоки

Строительные потоки

Строительные потокиПо своей природе неритмичны и стохастичны. В ходе строительства, как правило, выявляются новые, не учтенные в проектах ситуации, обусловленные недостаточной детальностью инженерных изысканий или изменением техногенных и природных факторов, в том числе директивными изменениями целевых функций (сроков, объемов). Поэтому для достижения основной цели — обеспечения заданного качества строительства при установленных ограничениях по срокам и стоимости — необходима оперативная корректировка траектории достижения этой цели. НС более эффективно, когда оно выполняется не фрагментарно, а в режиме непрерывного (по стадиям жизненного цикла) интеллектуального мониторинга каждого объекта строительства, выполняемого всеми участниками системы управления качеством.

Схема взаимодействия участников системы обеспечения качества в компании «Трансстрой» представлена на рисунке.

Лица, осуществляющие НС, не принимают управляющие решения. Это прерогатива ЛПР: заказчика, главного инженера проекта, генподрядчика. Роль НС заключается в том, чтобы своевременно предложить, обосновать и помочь принять и реализовать управляющее решение в виде корректировки проекта или технологического процесса (состава, последовательности и режимов выполнения операций).

Содержание работ по каждому конкретному договору определяется Техническим заданием (ТЗ). При необходимости изменений проектных решений ТЗ должно быть согласовано с генеральным подрядчиком, заказчиком и генеральным проектировщиком. По дополнительным договорам (соглашениям) головная научная организация может выполнять входной, операционный и приемочный контроль качества конкретных видов работ, если эти работы не могут быть выполнены строительными лабораториями, входящими в систему качества подрядной организации. Возможна также передача части функций авторского надзора научной организации.

Методологическую базу системы НС составляет экосистемный подход к обеспечению комплексной безопасности в области инженерно-строительной деятельности. Согласно этому подходу все объекты рассматриваются в качестве природно-технических систем (ПТС) в трех аспектах современной системотехники: структурно-иерархическом, диалектическом и кибернетическом.

Структурно-иерархический аспект означает рассмотрение взаимодействий компонентов антропогенных (эго-, социо- и техносферы) и природных (космо-, газо-, гидро-, лито — и биосферы) ПТС и их подсистем не менее чем на трех (макро-, мезо-, микро-( нано-))сопряженных уровнях иерархии их пространственной организации.

Диалектический аспект предусматривает рассмотрение взаимодействий компонентов ПТС в их естественноисторическом развитии. Для этого устанавливают пространственно-временные соотношения между параметрами состояния компонентов ПТС на соответствующих уровнях иерархии пространственной организации.

Кибернетический аспект предполагает рассмотрение ПТС и их подсистем в качестве объектов управления.

Задачами НС являются анализ ПТС, построение ее математической модели, прогнозирование динамики изменения параметров состояния их компонентов при отсутствии или наличии управляющих воздействий и, соответственно, разработка оптимальных сценариев управления.

Назрела необходимость на основе экосистемного подхода и с учетом многолетнего положительного опыта НС строительства в Москве, С-Петербурге, Сочи, Иркутске и др. внести необходимые изменения и дополнения в действующие нормативные документы.

Во-первых, надо по-новому решать вопросы технического регулировании. Пора признать Федеральный Закона ФЗ-184 «О техническом регулировании» в принятой редакции ошибочным и приступить к решению вопросов технического регулирования силами научных организаций, а участие любых лиц (предпринимателей) допускать там, где это необходимо и целесообразно. Дело в том, что Закон № 65 «О внесении дополнений и изменений к Закону ФЗ-184» — это лишь попытка исправить положение дел с нормативной базой в строительстве, а не в экономике в целом.

Во-вторых, нужно пересмотреть роль и значение транспортного строительства. Необходимо включить в градостроительные кодексы РФ и г. Москвы нормы об обеспечении транспортной доступности любых вновь строящихся объектов в городах и населенных пунктах не менее существовавшей до строительства и с учетом прогнозируемого прироста транспортной нагрузки. При этом в генпланах и транспортных схемах следует предусматривать опережающее формирование логистически оптимальной топологии транспортного пространства путем реконструкции и нового строительства транспортных сооружений. Это императив развития крупных мегаполисов. Во избежание социально-экологической катастрофы, когда значительная часть трудоспособного населения будет проводить рабочие дни в автомобильных пробках, необходимо ограничить новое строительство в исторически сложившихся центрах городов.

Строительству жилья и деловых центров, в том числе за пределами транспортных колец, должна предшествовать инженерная подготовка территорий, включающая реализацию транспортных схем с заданным уровнем транспортной доступности для прогнозируемых материальных (грузы, пассажиры, а также пешеходы и велосипедисты) и сопряженных с ними информационных и энергетических потоков. Косвенно это уже учтено в Градостроительном кодексе г. Москвы в виде ограничения точечной застройки. Однако вопрос надо решать более системно, рассматривая городские ландшафты в качестве ПТС, с ограничением экологических и социально-экономических рисков на приемлемом уровне (10-5… 10-6), устанавливаемом общим техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений.

В-третьих, в статьи 59 и 60 ГК РФ, а также в Постановление Правительства № 145 «О государственной научно-технической экспертизе» необходимо включить нормы о разработке специальных технических условий на проектирование и строительство особо сложных и уникальных объектов силами специализированных научных организаций, о научном сопровождении выполнения ПИР и СМР при их возведении, в том числе при мониторинге состояния эксплуатируемых объектов с оценкой остаточного ресурса и методов утилизации после выработки ресурса или выполнения целевых задач.

Поскольку НС, по сути, является наиболее эффективной и наименее затратной формой не только страхования, но и предупреждения строительных рисков, при их страховании необходимо устанавливать (применять) льготные тарифные ставки для предприятий, в системах менеджмента качества которых имеются подсистемы НС или заключены договоры на НС конкретных объектов.

НС следует предусматривать не только при проектировании и строительстве сложных и ответственных объектов, но и при строительстве в экстремальных условиях (территории с особым режимом природопользования, активной геодинамикой, сейсмикой, тектоникой, подтоплением, слабыми основаниями, карстом, оползнями, вечной мерзлотой, длительными морозными периодами, подтоплением, мощными половодьями), а также при дефиците времени и ресурсов, использовании принципиально новых материалов, техники и технологий, в условиях, не регламентированных действующими нормами и стандартами и при отсутствии опыта и прямых аналогов из отечественного или мирового опыта. К таким объектам в связи с ограниченными сроками строительства и повышенными требованиями к комплексной безопасности должны быть отнесены прежде всего объекты олимпийских Сочи-2014 на Черноморском побережье Кавказа, объекты западного морского фасада Санкт-Петербурга в устье р. Невы и в Финском заливе, объекты Дальневосточного фасада России во Владивостоке, включая остров Русский как место проведения саммита в 2012 г., комплексные транспортные узлы в мегаполисах, транспортные подходы к морским портам и крупным месторождениям полезных ископаемых.

Реализация изложенных предложений позволит законодательно устранить необоснованные и вредные препоны на пути привлечения Науки к обеспечению качества проектов и комплексной безопасности объектов строительства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *