Транзисторные транспортные потоки

Транзисторные транспортные потоки

Транзисторные транспортные потокиДля ликвидации транзитных транспортных потоков через Национальный природный парк «Самарская Лука», объявленного ЮНЕСКО планетарным биорезерватом, и разгрузки плотины ГЭС выдвинута идея проложить автодорогу южнее Самарской Луки, со строительством нового мостового перехода через р. Волгу. Задумывавшийся как областная программа, этот проект получил название магистраль «Центральная», так как был связан со всей автодорожной структурой области и с транспортной системой областного центра. Еще важнее, что он предусматривал решение не только транспортных, но и общерасселенческих проблем: хотя бы частичное разрешение экологических конфликтов, развитие малоиспользуемых территорий на северо-востоке области, оптимизация подключения населения к областной инфраструктуре. В последнее время реализация идеи включена в соответствующие областные программы, получила государственную поддержку и вышла на федеральный уровень.

В региональном масштабе магистраль «Центральная» — это дублер М5, более короткое автотранспортное подключение Самары к Москве, а также рациональная увязка транспортно-дорожной структуры областного центра с инфраструктурными каркасами региональным, всероссийским и трансконтинентальным. Наиболее напряженный участок — от Самарской Луки через Волжскую ГЭС к областному центру — освобождается от транзитного транспорта и может использоваться только для внутриобластных, преимущественно пассажирских перевозок. Точно такой же статус получает старая трасса М5 от областного центра на северо-северо-восток, к Уфе. Следует отметить, что положительный опыт разгрузки напряженных автодорог посредством строительства транзитных дублеров в Самарской области уже имеется — обход исторически сложившегося пути на Ульяновск по пойме р. Кондур — чи.

Дублирование исторически сложившегося Уфимского тракта с новой магистралью по водоразделу рек Самара и Сок имеет много резонов: разгрузка Сокской поймы, перенос транзита на малоэффективные водо — разельные сельхозземли, оживление окраинных территорий, находящихся на границах муниципальных районов, а значит, и на окраинах хозяйств. В отношении эксплуатационных расходов водораздельная трассировка в местных климатических условиях также выгодна, есть сведения, что «зимник» — зимний вариант Уфимского тракта — проходил именно по водоразделу, снежных заносов здесь не бывает.

Что касается экологической безопасности, то после того как наши соавторы по проектным проработкам экологи С. В. Генералова и А. Г. Чикаева доложили природозащитный аспект концепции магистрали «Центральная», опыт Самарской области по ее разработке был упомянут в качестве положительного примера в докладе Международного банка реконструкции и развития.

За пределами 2030 г. развитие автодорожного каркаса Самарской областной системы расселения можно прогнозировать, опираясь на описанный опыт дифференциации транспортных коридоров. Там, где сложившиеся пути проходят по поймам рек, их дублеры надо выводить на водоразделы, создавая производственно-транзитные коридоры. В тех же случаях, когда дороги закрепили «прогонные» маршруты по маложизненным степям, существующие магистрали могут оставаться транзитными, а возникновение новых селитебных коридоров с прогнозируемой в значительных масштабах коттеджной застройкой — стимулировать строительством «пассажирских» автодорог в благоприятных ландшафтах.

Например, Уральский (Пугачевский) тракт — современная федеральная магистраль — в южном направлении сложился как казачий путь с Волги на Яик (р. Урал). Он идет по кратчайшему направлению через малые реки, на пересечениях с которыми возникли населенные пункты как остановки между конными переходами — умёты, поэтому по ходу от Самары первым встречается пос. Дубовый Умет. Однако восточнее и западнее этой изначально транзитной трассы прослеживаются радиально идущие к областному центру ландшафтные радиусы по поймам рек Большой Иргиз — Чапаевка и Чапаевка — Большая Вязов- ка. Здесь можно прогнозировать развитие селитебнорекреационных коридоров перспективного развития центральной агломерационной зоны в южном и юговосточном направлениях.

Прогнозная схема коммуникационного каркаса Самарской областной системы расселения содержит максимальное число транспортных направлений, потребность в которых может возникнуть в перспективе. Строиться дороги, конечно же, будут по мере необходимости, а не заранее, сейчас речь идет о том, что при переходе земель в частную собственность территории, на которых когда-то даже гипотетически могут появиться линейные объекты, должны быть подвергнуты обременениям и сервитутам.

Кроме полосовых территорий радиальных направлений, в такой же процедуре нуждаются земли, которые могут потребоваться для транспортных колец. Планировочная ситуация Самарской областной системы расселения такова, что наиболее урбанизированная зона охватывает кольцом (к счастью, разорванным) природный реликт — Жигулевскую излучину — и образует агломерацию Самарской Луки. С переносом автомобильного перехода через Волгу с плотины ГЭС и устройством южного обхода г. Самары федеральной магистралью М5 появляется возможность создать новое транспортное кольцо, более удаленное от р. Волги и проходящее по менее ценным природным территориям. Это предложение утверждено «за расчетный срок» в составе «Схемы территориального планирования Самарской области до 2030 г.» Вот по нему кольцо самаролукских городов и территорий сможет и далее агломерироваться с минимальным экологическим ущербом. Система концентрических колец дополняет прогнозируемые на перспективу радиальные направления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *